МАДОУ детский сад №27
г. Калининграда

8 (4012) 95-36-11

236010, г. Калининград, (1 корпус) проспект Победы, 24 и (2 корпус) ул. Каштановая аллея, 16.

Страничка логопеда

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Овощи»

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Овощи»

Консультация по проведению артикуляционной гимнастики для родителей

Консультация по проведению артикуляционной гимнастики для родителей

Особенности психоречевого развития детей с нарушением зрения и ЗПР

Особенности психоречевого развития детей с нарушением зрения и ЗПР

Мама, научи меня говорить!

Мама, научи меня говорить!

Консультация - практикум для родителей младшей группы

(Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)

Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи.

Задачи консультации:

  • познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 4-го г.ж.;
  • привлечь родителей в образовательный процесс детского сада.
  • обучить родителей способам использования игрушек и игр для речевого развития ребёнка в семье.

Ход консультации:

  • Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить о развитии речи наших детей в условиях семьи.
  • Сначала я предлагаю вам ответить на вопрос – занимаетесь ли вы дома развитием речи вашего ребёнка и как? (ответы родителей);

Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

  1. Понимание речи:
    • Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
    • Слушает длинные сказки и рассказы.
    • Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
    • Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.
  2. Словарный запас:
    • Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
    • Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
    • В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи – местоимения (Я, ТЫ, МНЕ), наречия (тепло, красиво…), числительные (один, два), прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой), предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)
  3. Грамматический строй:
    • Ребёнок может составлять предложение из 4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
    • Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).
    • Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)
  4. Звукопроизношение:
    • Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
    • Свистящие звуки – С, З, Ц - произносятся недостаточно чётко, пропускаются(«абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф (фобака-собака), З = В (вамок-замок), Ц = Ф (фыплёнок-цыплёнок), С = Т (тобака-собака), З = Д (дамок-замок), Ц = Т (тветок-цветок).
    • Шипящие звуки – Ш, Ж, Щ – пропускаются(апка-шапка), заменяются: Ш = С, Ф (сапка, фапка-шапка),
      Ж = З, В (зук, вук-жук), Ч = Ц, ТЬ (оцки, отьки-очки), Щ = СЬ, ТЬ (сётка, тётка-щётка)
    • Звуки Л и Р пропускаются(ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ (люка-рука),на Й (юка-рука)
    • В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура)
  5. Мелкая моторика:
    • Держит карандаш пальчиками
    • Копирует формы несколькими чертами
    • Собирает и строит постройки из кубиков
    • Обводит по контурам
    • Копирует крест, воспроизводит формы
  • Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
  • Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.

Предлагаемые далее игрушки и игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, учить детей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить слова различной структуры, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет

  • Наборы игрушек (животных, птиц…)

    - для уточнения произношения в звукоподражаниях:

    Му-у-у, И-го-го, Бе-е-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т.д. («Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?);

    - для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)

  • Кубики – развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную память.

    Родителям раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.

    - К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям): Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы? Что из этого можно приготовить? Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его маму и папу?Чем питается?

  • Пластилин и паста для лепки – развивают моторику, цветовое восприятие, воображение.

    - Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки»(шарики - «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фасоли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.

  • Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки):

    - развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.

    - используются для проигрывания знакомых сказок.

  • Игрушечный телефон – разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.

  • Звучащие игрушки – погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:

    - развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.

    - Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?», «Угадай, что делаю?»

  • Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, наборы бижутерии для девочек

    - Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.

  • Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т.д.)

  • - Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.

    - Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию»("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» - Зайчик), «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).

  • Детское лото и другие настольно-печатные игры – закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей.

И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов

  • Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
  • - ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них проблема скушать яблоко или морковку, не говоря о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

    - Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.

    По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме, но и окружающим.

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Важнейшей причиной актуальности проблемы ранней коррекции нарушений развития, является то обстоятельство, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 86% новорожденных.

В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать? Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п. Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5–5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно. На мой взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, отоларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку. В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз. Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить, только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия. При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей, даже в ходе систематических занятий, оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность. В школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР).

Основные направления коррекционно-логопедической работы

Нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики, выработка ритмичности дыхания, стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.

Поэтому, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты

  1. Ребенок познает мир с помощью взрослого человека, путем подражания Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
  2. Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
  3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение. Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
  4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту Материал для игр с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно. Содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»).
  5. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
  6. Необходимо контролировать длительность игры. Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать игру таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать. На занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
  7. Необходима четкая структура игры. Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура : каждая игра имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры. Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры – «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в „Курочку и цыплят“ и т. п. Варианты окончания игры – „Курочка с цыплятами пошли домой“ (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются – до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач. Игра должна иметь начало, продолжение и конец.
  8. Необходима смена видов деятельности. Смена видов деятельности, когда игра состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых. Каждая игра должна включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.
  9. Гибкость. Описанные игры следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета. Необходимо сочетать четкое планирование игры с гибкостью ее проведения – отдельные части игры можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего раза или ввести новый, незапланированный ранее, элемент.
  10. Перенос знаний. Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время игр, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится. Чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях.
  11. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще.

Основной формой воздействия на маленького ребенка являются организованные игры, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Они могут быть использованы при условиях любого программного материала и проводиться на занятиях как логопедом (индивидуальных и групповых), так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия.

Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием. Суть его заключается в том, что, во – первых, у малышей отсутствует не только мотив учебной деятельности, направленной на приобретение определенных знаний, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для учения, - усвоение первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания. Во – вторых, несмотря ни на что, ребенок раннего возраста обладает высоким уровнем обучаемости. Занятия с детьми данного возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления

Одной из главных задач обучения является развитие пассивной и активной речи детей.
Посредством речи взрослый знакомит детей с окружающим их предметным миром . Однако дети не всегда могут самостоятельно воспринять и переработать исходящую от взрослых информацию, что указывает на необходимость развития понимания речи и познавательной деятельности ребенка в целом. Работа по развитию речи детей раннего возраста организуется поэтапно. Выделение этапов осуществляется на основе психологического принципа развития. Владение речью подчиняется определенным закономерностям и тесно связано со становлением других психических функций ребенка.

Обучение детей на разных возрастных этапах.
Дети первого года жизни. Направлено на развитие эмоционального общения (вызывание и поддержание голосовых реакций) и понимания обращенной речи. Одной из главных задач воспитания младенцев является формирование у них потребности в общении. Потребность в общении возникает очень рано, к концу первого месяца жизни. Появляется «комплекс оживления» в ответ на улыбку взрослого. Следует развивать сначала зрительное и слуховое сосредоточение детей, а затем – внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание. Это осуществляется в процессе познания ребенком предметов и явлений окружающей действительности. Формирование речевых и познавательных процессов происходит одновременно. На логопедических занятиях используются сначала игрушки или реальные предметы, а затем – картинки. Большое значение также имеет непосредственное действенное участие самого ребенка в процессе познания того или иного предмета. Для этого в процессе ознакомления с предметом включаются действия с ним ребенка. Ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, трогать его и выполнять с ним различные действия. Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет, т.е. ускорится развитие понимания речи взрослых. Предмет должен некоторое время стоять на одном и том же месте, обозначаться одним и тем же словом. Например, резинового петушка вначале называют словом «Петя». По мере усвоения слова ребенок учится соотносить его с предметом, меняющим свое местоположение. К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова, и дальнейшее развитие предполагает совершенствование пассивной и активной речи.

Игры

  1. «Где звучит игрушка?»
    Цель: Формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций. Пособие: погремушка. Ход занятия: Логопед показывает ребенку погремушку, затем стучит по ней рукой. Передвигаясь около манежа и продолжая стучать в погремушку, логопед добивается, чтобы малыш следил за движущимся источником звука. Аналогично игра проводится с другими звучащими игрушками: колокольчиком, бубном, пищащей игрушкой.
  2. «Ладушки»
    Цель: Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий. Ход занятия: В манеже или за столом сидят 2-3 ребенка. Логопед хлопает в ладоши, напевая: «Ладушки, ладушки», - старается привлечь внимание детей к движениям своих рук. Обращаясь к одному из детей, логопед говорит: «Саша, сделай ладушки». Берет руки ребенка и хлопает ими, продолжая напевать: «Ладушки, ладушки». То же самое взрослый проделывает по 2-3 раза с каждым ребенком. Затем логопед учит детей выполнять «Ладушки» по подражанию.

Дети второго года жизни. На втором году обучения на логопедических занятиях преимущественно развивается общение на основе речи. Становление активной речи должно происходить в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале. Принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале должен быть положен в основу всего процесса обучения детей речи. Наряду с развитием активной речи продолжается воспитание у детей внимания к обращенной речи и ее понимания.

Расширение словаря детей осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Ребенок воспринимает речь в целом: название предмета, его признаки, возможность производить с ним действия – все это обозначается словами, относящимися к различным категориям. Восприятие предмета ребенком должно сопровождаться не просто его названием, а сообщением об этом предмете. В своем рассказе логопед многократно употребляет новое слово в сочетании с другими словами. Показывается связь слов в предложении. В процессе игры дети овладевают целевыми действиями с предметами по инструкции: открой – закрой, надень – сними, достань – положи и т.д. У них улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика рук, координация движений.

Игры

  1. Развитие понимания речи, зрительно – слухового восприятия с привлечением внимания к речи логопеда.
    «Где кукла?» Цель: формировать зрительно – слуховое восприятие детей в процессе игровых действий. Пособия: кукла, ширма. Ход занятия: на ковре сидят 2-3 ребенка. Логопед показывает им куклу, называет ее «Катя». Дает возможность рассмотреть куклу. Затем ведет куклу по полу, поясняя: «Катя топ-топ». Дети следят за ее передвижением. Логопед внезапно заводит куклу за ширму и спрашивает: «Где Катя?». Дети ищут куклу глазами и показывают пальчиком. Логопед достает куклу из – за ширмы и говорит: «Вот Катя!». Побуждает детей повторять слова: Катя. Катя топ – топ. Вот Катя!

    Аналогично проводятся игры с другими игрушками: кошкой, собакой, мячиком, машинкой и т.д. «Большой – маленький» Цель: расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий. Ход занятия: занятие проводится с группой детей (2-3 чел.) или индивидуально. Ребенок стоит на полу. Логопед поднимает его руку вверх и говорит: «Вот какой Саша большой!» Затем логопед приседает и помогает присесть ребенку, при этом говорит: «А теперь Саша маленький».

  2. Формирование речи в процессе упражнений на «обыгрывание» игрушек.
    «Брось мяч в корзину». Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные инструкции. Пособия: два мячика среднего размера, корзинка.
  3. Ход занятия: логопед ставит на пол корзину, берет мяч, подходит к ней с ребенком и говорит: «Вот корзинка». Логопед бросает свой мяч в корзинку и говорит: «Упал мяч». Дает другой мяч ребенку: «На, Коля, мяч. Брось его в корзинку!». Ребенок бросает мяч. Логопед просит повторить малыша слова: дай мяч, на мяч, упал мяч, брось мяч.

  4. Обучение пониманию речи в процессе действий с предметами. Развитие мелкой моторики рук.
    «Воткни грибочки» Цель: учить детей выполнять простые речевые инструкции. Развивать мелкую моторику рук. Пособия: столик с 6 круглыми отверстиями, 6 грибков. Ход занятия: логопед ставит столик перед ребенком с воткнутыми грибками, обращается к ребенку: «Игорь, возьми грибок, положи его на стол». Когда все грибки будут положены на стол, логопед говорит: А теперь воткни грибок в дырочку». Игра проводится 2-3 раза.
  5. Обучение детей конструированию, развитие речи, мелкой моторики рук.
    «Башня», «Домик», «Дорожка», «Стол и стульчик», и т.д. Цель: учить детей простому конструированию. Пособия: набор «Строитель». Каждому ребенку определенное количество деталей. Ход занятия: конструирование по показу конструирование по образцу. Желательно все постройки детей обыгрывать с помощью маленьких игрушек.
  6. Развитие артикуляционной моторики.
    «Ах, как сладко». Цель: формировать у ребенка простейшие артикуляционные движения: высовывать и убирать язык. Учить понимать инструкцию: «Высунь – убери» Пособия: мензурка, шпатель, сладкий сироп. Ход занятия: логопед наливает в мензурку сироп, набирает его шпатель, подносит ко рту ребенка, тот облизывает сироп. Логопед восклицает: «Ах, как сладко!». Затем шпатель с сиропом подносится к нижней губе ребенка, при этом логопед показывает, как нужно высунуть язык, чтобы слизать сироп. Если язык у ребенка напряжен, то логопед легко постукивает шпателем по языку, добиваясь его расслабления. Постепенно медленные движения языка ускоряются. Аналогично проводятся последующие игры – занятия: «Киска пьет молочко», «Тик – так» и т.д.

Дети с двух до трех лет. Происходит интенсивное расширение как пассивного, так и активного словаря. У детей развивается фразовая речь. Речь становится основным средством общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Продолжают формироваться понятия о таких сенсорных свойствах предмета, как форма, величина, цвет. Дети различают простые геометрические формы: кубик, шарик, кирпичик, «крыша». Устанавливают сходство и различие предметов по цвету (основные цвета). Подражая действиям взрослого, дети возводят сложные постройки из строительного материала. Формируется понятие о количестве предметов (один, два, много). Дети могут выполнять относительно сложные задания, в частности, классифицировать предметы по основному действию, производимому с ним. Совершенствуются и способы выполнения отдельных заданий. Например, при собирании пирамидок с учетом величины колец или составлении разрезной картинки дети переходят от способа проб и ошибок к зрительному соотношению. Появляется избирательное отношение к игрушкам. Игра становится процессуальной, содержащей элементы сюжета.

Игры

  1. Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок.
    «Что это?» Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка ,мяч, собака. Ход занятия: логопед показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, логопед спрашивает: «Нина, что это?». Если ребенок не может назвать, логопед говорит сам и просит ребенка повторить: «скажи: это кукла».
  2. Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок.
    «Девочка кушает». Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т.е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто. Пособия: сюжетная картинка. Ход занятия: Логопед: Кто сидит за столом? Ребенок: Девочка сидит. Логопед: Что девочка делает? Ребенок: Девочка кушает. Логопед: Что девочка кушает? Ребенок: Девочка кушает суп. Логопед: Чем кушает суп? Ребенок: Кушает суп ложкой.
  3. Развитие сенсорного восприятия.
    «Предмет и его изображение» Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. Ход занятия: логопед кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Логопед, показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», - ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», - говорит логопед. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.
  4. Понятие о величине.
    «Покатаем мишек на машинах» Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой – маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход занятия: логопед ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький – едет в маленькой. Повтори!»
  5. Понятие о цвете.
    «Собери пирамидку». Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2 – 3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая.
  6. Ход занятия: на столе стоят пирамидки. Логопед показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Логопед предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.

  7. Формирование понятия о количестве предметов.
    «Матрешки» Цель: закрепить в активной речи понятие о количестве. Совершенствовать зрительное восприятие количества предметов. Оборудование: предметные картинки: на одной нарисована 1 матрешка, на другой 2 матрешки, на третьей – 5 матрешек. Счетный материал – 8 одинаковых матрешек в коробочке. Ход занятия: логопед ставит перед ребенком коробку с матрешками и картинку с изображением 1 матрешки. Спрашивает: «Вася, сколько матрешек нарисовано?». Ребенок: «Одна матрешка». Логопед: «Возьми из коробки 1 матрешку и поставь на картинку». Малыш получает картинку с изображением двух матрешек. «Сколько здесь нарисовано матрешек?», - спрашивает логопед. «Две матрешки». Логопед: «Возьми из коробки 2 матрешки и поставь их на картинку». Затем ребенку дают картинку с 5 матрешками. Он говорит: «Много». «А сколько в коробке матрешек?», - спрашивает логопед. «Много матрешек», - отвечает ребенок.
  8. Обучение конструированию.
    «Построим ворота и домик». Цель: учить делать постройки по показу или образцу (домик) из строительного материала. Оборудование: по 3 бруска – для ребенка и логопеда, 2 кубика и 2 призмы – для ребенка и логопеда, маленькая машинка. Ход занятия: логопед строит ворота. Просит ребенка повторить за ним действия. Затем закрывает листом бумаги и строит домик. Говорит ребенку: А теперь построй еще домик». Ребенок строит. Постройку обыгрывают с помощью машины.
  9. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.
    «Птичка поет». Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке». Оборудование: заводная озвученная птичка. Ход занятия: логопед показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет – пи-и, пи-и, пи-и». Логопед обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?». Ребенок повторяет. Занятия всегда проводятся перед большим зеркалом.
  10. Игры–разрядки.
    Основная роль игры-разрядки – активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят от уровня психоречевого развития ребенка.

    «Как прыгает зайчик?» Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно – слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Ход занятия: логопед спрашивает: «Как прыгает зайка?». Дети сгибают руки в локтях, прижимают кулачки к груди и начинают прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг – скок, прыг – скок». В ходе игры логопед следит за выполнением движений детьми.

    «Ручки вверх, помашем ими» Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно – слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны – вот так. Ручки вниз. Ножками потопали – вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. Ход занятия: логопед предлагает детям встать из – за стола и поиграть вместе с ним.

Рекомендации родителям

Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Стоит добавить, что совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.). Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.

Нужно приучать малыша смотреть прямо на говорящего. Тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи).

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников

Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников

«Овладение языком является важным условием
умственного развития…» (А.Н. Леонтьев).

Уважаемые родители!

У многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п. А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря – это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной речи – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка. По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!

Грамматический строй речи

Словообразование

«Волшебная палочка» или «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик…
Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …, воробей -… и т.п.

«Волшебная палочка» или «Великаны» кровать – кроватище, заяц – зайчище, снег – снежище…

«Чей, чья, чье, чьи?» Образование притяжательных прилагательных по образцу: Хвост собаки – чей хвост? собачий хвост. Молоко коровы – коровье молоко. Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика …Рога лося … Усы кошки … Следы зайца … Горб верблюда… Cумка бабушки – бабушкина сумка… платье мамы -… Шуба из белки – беличья шуба. Воротник из норки … Шапка из лисы Накидка из соболя … Плед из шерсти верблюда … Подушка из пуха кролика …

«Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева… Рыбка из стекла … Снегурочка из ваты … Хлопушка из бумаги … Лошадка из картона … Звёзды из пластмассы … Машина из металла… Снежинка из полиэтилена … Баба из снега …

«Веселый поваренок» Веселый поваренок на кухне много лет, готовит из продуктов для ребят обед:
Варенье из вишни… Пирог из слив… Компот из абрикосов … пюре из картофеля -… Суп из гороха

«Где хранится?» хлеб – в хлебнице, суп – в…, конфеты – в …, сахар в …, салат – в …, перец – в …, селедка -…, соль – в …, масло – в…

«Назови детенышей» «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе). «Измени по образцу»: У мамы с папой родился ребенок. У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки - …, у козы - …, у волка - …, кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок).
У котят мама - кошка, а папа - кот. У щенят мама…, а папа …, у телят мама …, а папа … и т.д.

Черный - черненький Холодный -… Новый -… Лёгкий -… Сладкий -… Грязный -… Добрый -… Тонкий -… и т.п.

«Что делает» Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Используйте в этом задании игрушки (N: машина и гараж) или соответствующие картинки.
Назови действия: ходит – уходит – заходит – переходит – входит машина – едет, подъезжает, заезжает, переезжает и т.п.; корабль – плывет, переплывает, уплывает… самолет – летит, перелетает, подлетает…

«Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы … (съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).

Образование сложных слов Пыль сосет – пылесос, сам летает -.,, сам катится -…, сам варит -.., везде ходит -…, по луне ходит -.., сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…

Словоизменение

«О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже)
Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о…

Дай полные ответы на вопросы (употребление существительных в творительном падеже) Чем дворник подметает улицу? Чем медсестра делает укол? Чем парикмахер расчёсывает волосы? Чем повар режет морковь? Чем садовник рыхлит землю? Чем маляр красит стены?

«Один–много».Стул-стулья… «Много – один». Столы - стол…

«А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже) Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…

«Много чего?» (существительные множественного числа в родительном падеже) В магазине продается много игрушек: не один мяч, а много мячей, не одна кукла, а много…
В магазине продается много мебели: не один стул, а много…и т.п.

«Хвастунишка» Взрослый: «У меня есть конфета». Ребенок: «А у меня много конфет» и т.п.

«Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными)
Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров

«Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет свежей капусты.

«Есть-нет».У меня есть два мяча – а у меня нет двух мячей.
У меня есть пять кубиков – а у меня нет пяти кубиков.
Два зайца, два дома, два ведра, два яблока, два облака, два карандаша, две куклы, две белки.

«Про что можно сказать…» (согласование прилагательного с существительным в роде, числе) Большой - … (стол, нос, палец…); большое – (озеро, солнце…); большая - … ; большие - …

«Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно
В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

«Измени предложения по образцу»: Он сидит на диване. – Они сидят на диване. Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …Он хочет есть – они …

«Монстрик» (составление предложений по опорным схемам).
Пришел монстрик и перепутал все слова в предложении. Исправь и скажи правильно: ДЕТИ, ГУЛЯТЬ, УЛИЦА, НА и т.п. (Дети гуляют на улице)

«Прятки» Употребление предлогов (над, под, из, из-под, из-за, около, перед, с, со, рядом). Взрослый прячет, например, мишку под стул , ставит на стул, за стул, мишка выглядывает из-за стула, из-под стула, мишка над столом, рядом с книгой и т.п. «Где мишка?»

«Добавь словечко» Правильно ли я сказала?

Лампа висит … столом. Мышка выбежала … шкафа.
Кот спит … шкафом. Мальчик перелез … забор.
Брат пришёл … школы. Береза растёт … дома.
Ложка упала … стола. Спортсмен добежал … финиша.
Солнце выглянуло … тучи. Машина стоит … домом.

Словарь

«Когда это бывает?» Последовательность времен года и их признаки, месяцы, дни недели и их последовательность, время суток. (понятия: сегодня, завтра, вчера)

«Что перепутал Незнайка?» Я завтра утром плотно позавтракал. Вечером на завтрак я съел котлету и салат и т.п.

Существительные

«Части предмета» Ребенок должен знать части одежды (рукав, манжета, петля, воротник, пояс, капюшон..) Части мебели (подлокотник, спинка, ножка, столешница, дверца…) Части автомобиля (кузов, кабина, руль, фара, мотор…) Части окна (подоконник, рама, стекло)

«Профессии» Закончи предложения: Моя мама учит детей, значит она … . Мой дядя лечит больных, значит он … . Моя бабушка шьёт одежду, она … . Мой дядя работает в шахте, он … .

«Назови одним словом» (обобщающие понятия) береза, дуб, клен, рябина… (деревья); стул, кровать, шкаф, стенка … (мебель); синица, ворона, воробей, голубь …(зимующие птицы)

Перечисли: одежду, посуду, игрушки, мебель, зимующих птиц, перелетных птиц, деревья, насекомых и т.д.

«Продолжи»: кошка, собака…. Кто это? Стол, стул……Что это?
Стол - мебель, а чашка -…? Сапоги - обувь, а шуба -…?

«Скажи наоборот» Подбор антонимов: друг – враг, радость -…, счастье -…

«Скажи по другому» Подбор синонимов: счастье – радость, враг - …, друг -…, смех -…, грусть -…

«Найди отличия» Чем отличаются животные от людей?(N: у людей ноги и руки, а у животных лапы). У людей дети, а у животных … У человека волосы, а у животных – шерсть и т.п.)) От птиц? От насекомых? Птицы от насекомых?

Прилагательные

«Какой? Какая? Какое? Какие?» Подбери как можно больше определений к предмету: Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный…

«Что бывает таким?» Подобрать по несколько существительных к прилагательным. Красные: машины, стулья, блюдца. Красная: тарелка, машина. Красное: платье. Красный: помидор…

«Добавь словечко» Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные). Солнце, как мяч, круглое. Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела ... Снег, словно пух … Трава, как изумруд …

«Скажи наоборот» (антонимы) Широкий – узкий, большой – маленький, узкий – широкий…

«Закончи предложение» (образование сравнительной степени прилагательных) Небо синее, а море ещё синее. Дуб высокий, а сосна ещё …. Ручей глубокий, а река ещё … .Дорожка узкая, а тропинка ещё … . Лента длинная, а шарф ещё …

«Какой по цвету?» Цвета и их оттенки: коричневый, оранжевый, серый, розовый, сиреневый, фиолетовый, светло-зеленый

Какой по форме?» Крыша - …, тарелка - …, книга - …, носовой платок - …

Наречия

«Закончи предложения» Конь скачет быстро. Черепаха ползёт как? (медленно).Собака лает как?(громко). Звонок звенит как?(звонко). Ветер дует как? И т.п. Мальчик замерз. Значит, ему как? - … Мальчик смеется. Значит, ему как? – … Когда дети просыпаются? (утром) Ложатся спать? Гуляют? Когда светит луна?

«Скажи наоборот» (антонимы) далеко - близко, тихо -…, весело - …, мало - …, темно - …, высоко -…

Глаголы

«Скажи наоборот» (антонимы) поднимать – опускать, покупать – продавать …

«Что делает?» ручей – льется, бежит, звенит, … ветер – дует, шумит, …

«Что делает?» (профессии) – врач - …(лечит) и т.д.

«Кто как говорит» Человек разговаривает, а кошка мяукает, собака …, волк…, поросенок…, корова…, лошадь…, овца…, мышь…, курица…, гусь…, кукушка…, еж…(фыркает),

«Я, ты, он, она…» Спряжение глаголов в настоящем, прошедшем времени. Я могу и ты …., и он…., и она…, и они…, и мы…, и вы… Я смог, ты сможешь, он…, мы…, вы…, они… Я ем, ты…, он…… Я съел…..

Используемая литература

  1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 118 с.
  2. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. - М., 2003.
  3. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед: пособие для родителей. - СПб.: Петербург-XXI век, 1996. - 93 с.
  4. Кудрова Т.И. Как сделать увлекательными занятия дома // Логопедия. - 2006. - №3. - С.59-61.
  5. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 80 с.
  6. Ткаченко Т.А. Обогащаем словарный запас: Рабочая тетрадь. - Екатеринбург: ООО "Издательский дом Литур", 2008. - 24 с.

Предпосылки нормального развития речи ребёнка

Предпосылки нормального развития речи ребёнка

  1. Психологическое и физическое здоровье.
  2. Нормальные умственные способности.
  3. Нормально развитый слух и зрение.
  4. Потребность в речевом общении.
  5. Полноценное речевое окружение.

Предпосылки для успешного овладения грамотой

  1. Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
  2. Психическое и физическое здоровье.
  3. Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
  4. Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
  5. Полноценное речевое окружение.
  6. Нормальное развитие двигательной сферы.

Развитие речи ребёнка в норме

  1. Подготовительный период (от 0 до 1 года).
    • 2-3 месяца – гуление;
    • 4-6 месяцев – лепет;
    • 9-12 месяцев – первые слова.
  2. Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).
    • 1,5-2 года – фраза;
    • к 3 годам – связная речь (несколько фраз).
  3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).
    • к 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.
    • 6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.
  4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет).
    • Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.

Особенности речевого развития детей 6-7 лет

  1. Правильно произносят все звуки родного языка;
  2. Производят простейший звуковой анализ слов;
  3. Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
  4. Грамматически правильно строят фразу;
  5. Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
  6. Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
  7. Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
  8. Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Артикуляционная гимнастика

Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.

Комплекс № 1 (общий)

  1. Удерживание губ в улыбке;
  2. Вытягивание губ вперёд трубочкой;
  3. Чередование положения губ (улыбка – трубочка);
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
  5. Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;
  6. Удерживание узкого языка (иголочка);
  7. Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.

Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих)

  1. Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
  2. Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя - пя - пя…(упражнение делается на одном выдохе);
  3. Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.
  4. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).

Комплекс № 3 (для звуков [р-л])

  1. Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;
  2. Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
  3. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д - д - д - д…( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).

Упражнения для развития связной речи

Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Подбирать действия к предметам и наоборот;

Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…

Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

«Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

«Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);

«Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

Переделать известную сказку;

Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;

Придумать продолжение сказки;

«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

 

© Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Калининграда детский сад № 27
Сайты для образовательных учреждений
Тел. 8 (846) 995 86 39